СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ «ВЫСШАЯ ШКОЛА УКРАИНЫ»

26/11/2010 - 11:15

СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ «ВЫСШАЯ ШКОЛА УКРАИНЫ»

Метешкин К.А., Раковский Х.В., Раковская Н.Х.

Международный Славянский университет. Харьков,

г.Харьков, ул. Отакара Яроша 9-а, тел. 3400365, info@msu.kharkov.ua

Анализ современного состояния образования, в том числе и высшего, показывает, что существует комплексная проблема, которая охватывает важнейшую из составляющих общества – образовательную систему государства. С одной стороны, быстрыми темпами развивается методология педагогики, как наука об обучении и воспитании человека, с другой стороны, разработанные в сотнях, и тысячах кандидатских и докторских диссертациях методы, методики, педагогические системы и технологии оказывают слабое влияние на педагогическую практику и не выводят общество на более высокий образовательный уровень. Возникает вопрос, где находится источник противоречий, в методологии или педагогической педагогике? Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать эволюционное развитие системы высшего образования Украины.

Многие современные ученые педагоги придерживаются антропоцентрического подхода при формулировке дефиниции, что есть объект исследования педагогики [1, 2]. В основном, в качестве объекта исследований, выбирают систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида. Такое представление объекта исследований в педагогике предложено А.С. Макаренко еще в 1922 году. За прошедшее столетие произошли огромные по масштабам структурные преобразования, как в обществе, так и в методологии науки и в частности педагогической. Современное общество развивается по пути интеграции, информатизации и усиления коммуникационных связей между системообразующими структурами государства.

Методология педагогики также прошла большой путь в своем развитии. В этих условиях целесообразно перейти от антропоцентрического к системно-синергетическому подходу в педагогических исследованиях.

Расширим объект исследований педагогики от системы педагогических явлений (А.С. Макаренко) до системы образования и воспитания человека, где индивиды с учебными, образовательными и воспитательными отношениями составляют системообразующую основу ее структуры. Тогда систему «высшая школа» можно интерпретировать многоуровневой системой, каждый уровень которой состоит из множества сложных подсистем, имеющих также сложную иерархическую структуру. Существующая формулировка объекта исследований педагогики в основном охватывает только уровень обучения и воспитания, а предложенное определение позволяет расширить область исследований и решать проблемы обучения и воспитания комплексно. Учитывая при этом, иерархическую структуру управления вплоть до нейронного уровня усвоения знаний и преобразования их в умения. Кроме того, исследовать проблемы стандартизации образования во взаимосвязи со структуризацией знаний на нейронном уровне. 

Применение фрактального анализа, как одного из методов синергетики, к исследованию образовательных процессов и процессов обучения позволило представить учебные планы в виде фрактальных моделей и предложить на этой основе процедуру их оценивания.

Литература

1.     Подоляк, Л.Г.Психологія  вищої школи  [Текст]. Навчальний посібник для магістрів і аспірантів / Л.Г. Подоляк, В.І.Юрченко.  К.: ТОВ «Філ-студія», 2006. - 320 с. 

2.     Фіцула, М.М.Педагогіка [Текст]. Навчальний посібник / М.М. Фіцула. – К.: Академвидав, 2007. - 560 с.

Вопрос

Целесообразно ли использовать синергетический подход к решению проблем управления высшей школой?

Ответ

Считаю синергетический подход в исследовании образовательных систем перспективным научным направлением, так как ....

Вопрос

Какие трудности возникают при исследовании образовательной системы "Высшая школа" в масштабах государства?

Образовательная система

Образовательная система государства является сложной, иерархической системой, основным элементом которой является человек с интеллектуальными способностями. Поэтому при исследовании образовательных систем необходимо применять комбинированные методы.