КРАЕУГОЛЬНЫЕ КАМНИ ПИРАМИДЫ ЗНАНИЙ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. ХХІ ВЕК (учебник)
Увидел свет учебник "Краеугольные камни пирамиды знаний научно-педагогических и педагогических работников. 21 век"
Рецензенты:
Нагаев В.М.доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно - педагогической
работе Харьковского национального аграрного университета.
Лазарев Н.И.доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе,
заведующий кафедрой креативной педагогики и интеллектуальной собственности
Украинской инженерно-педагогической академии.
Самойленко Н.И. доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой
прикладной математики и информационных технологий Харьковской национальной
академии городского хозяйства.
Общая характеристика учебника: объем 330 страниц; иллюстрирован 161 рисунком; 197 ссылок на литературу и источники информации; именной указатель с ссылками на 142 имени выдающихся и известных педагогов и ученых; формат печати А4, издан в черно-белом исполнении ХНАГ, 2012 г;
Гриф МОНмолодежиспорта Украины (письмо №1/11-11560 от 8.12.11 г.)
Структурные особенности учебника:
- состоит из 6 разделов, объемом 50 -60 страниц;
- в предисловии показана структура учебника в виде нагруженного графа, иллюстрирующего связность учебного материала;
- материал 6-го раздела учебника предназначен для подготовки среди НПР носителей инноваций;
- вместо заключения изложены проблемы интеллектуализации и информатизации системы «высшая школа» и пути их решения.
- в конце учебника помещены отзывы высококвалифицированных педагогов и ученых из различных вузов Харькова.
Дидактические особенности учебника:
- учебник создан в строгом соответствии с дидактическими принципами «Великой дидактики» Я.А.Коменского;
- каждый раздел снабжен рекомендациями НПР и заданиями для самостоятельной работы;
- учебный материал имеет средний уровень обобщения и предназначен для всех специальностей и категорий НПР;
- учебник содержит материал, который слабо отражен в педагогической литературе.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. ЕДИНСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Предпосылки революции в науке
1.2. Первая научная революция
1.3. Вторая научная революция
1.4. Третья научная революция
1.5. Четвертая научная революция
Задания для самостоятельной работы
2. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
2.1. Основные термины и определения
2.2. Естественнонаучные начала методологии
2.3. Структуризация методологических основ научных знаний
2.4. Общая характеристика методологии политической экономии
2.5. Структуризация методологических начал современной математики
2.6. Кибернетика как интеграционная основа методологии наук
2.7. Система парадигм в методологии науки
2.8. Системно-синергетический подход в обосновании информационно - коммуникационной революции
в современном обществе
Задания для самостоятельной работы
3. СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ
3.1. Национальная система образовательная как «черный ящик» и виды ее обеспечения
3.2. Структура национальной системы образования
3.3. Структура и особенности построения системы «высшая школа»
3.4. Высшее учебное заведение как основной структурный элемент системы «высшая школа»
3.5. Отношения, связи и коммуникации высших учебных заведений с общественностью
3.6. Система Государственных стандартов высшего образования
3.7. Интеграция и дезинтеграция в системе «высшая школа»
Задания для самостоятельной работы
4. ЯЗЫК И ОБРАЗОВАНИЕ
4.1. Общие сведения о языке и языкознании
4.2. Лингвистическое обеспечение системы «высшая школа»
4.3. Языкознание и его приложения в системе «высшая школа»
4.4. Преподаватель как носитель дидактического языка наук
4.5. Интеграционные возможности искусственных языков в высшем образовании
4.6. Компьютерные языки в профессиональной деятельности научно-педагогических работников
Задания для самостоятельной работы
5. ИНФОРМАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
5.1. Проблемы информатизации высшей школы
5.2. Информация и проявление ее свойств в системе высшего образования
5.3. Информация и ее преобразование в знания
5.4. Информационные системы и их приложения в высшей школе
5.5. Учебно-воспитательная задача как системообразующая основа технологического подхода
к обучению в вузах
5.6. Технологический подход к организации учебного процесса в высших учебных заведениях
5.7. Системологические основы и принципы организации технологий образования и обучения
в высших учебных заведениях
5.8. Элементы проектирования прикладных технологий образования и обучения в высших учебных
заведениях
5.9. Общая характеристика технологии обучения. Пример
Задания для самостоятельной работы
6. ИННОВАЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
6.1. Особенности инновационной деятельности в высшей школе
6.2. Системно-синергетический подход в методологии высшей школы
6.3. Эволюция структур и процессы самоорганизации в системе «высшая школа»
6.4. Персональный сайт научно-педагогического работника как элемент инновационной структуры
высшей школы. Пример
6.5. Комплексная интеграция интеллектуальных ресурсов в системе «высшая школа» как предмет
инновационной деятельности педагога
6.6. Концептуально-инновационное использование методов геоматики в организации управления
системой «высшая школа»
6.7. Трансферт образовательных технологий как элемент интеграции знаний на уровне высших
учебных заведений
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
Основные проблемы интеллектуализации и информатизации системы «высшая школа» и пути их решения
ИСТОЧНИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
к разделу 1
к разделу 2
к разделу 3
к разделу 4
к разделу 5
к разделу 6
Именной указатель
Отзывы
MINISTRY OF EDUCATION, SCIENCE,
YOUTH AND SPORTS OF UKRAINE
KharkivNational Academyof Municipal Economy
К.А. METESHKIN
CORNERSTONES OF THE PYRAMID OF KNOWLEDGE
OF ACADEMIC RESEARCH AND TEACHING STAFF
ХХІcentury
Kharkov
2012
CONTENTS
INTRODUCTION 9
1. UNITY OF SCIENCE AND EDUCATION
1.1. Prerequisites for the revolution in science 17
1.2.The first scientific revolution 22
1.3.The second scientific revolution 31
1.4.The third scientific revolution 35
1.5. The fourth scientific revolution 53
Materials for self-study 63
2. METHODOLOGY OF SCIENCE
2.1. Basic terms and definitions 65
2.2. Principals of natural science for methodology 66
2.3. Structuring the methodological basis for the scientific knowledge 74
2.4. General description of the methodology for political economy 91
2.5. Structuring the methodological basis for the modern mathematics 101
2.6. Cybernetics as the integration basis for the methodology of science 106
2.7. The system of paradigms in the methodology of science 109
2.8. Systematic and synergetic approach to the verification of the
information communication revolution in the modern society 125
Materials for self-study 135
3. SYSTEMS IN EDUCATION
3.1. The national system of education as a “black box” and types
of its provision 137
3.2. The structure of the national system of education 140
3.3. The structure and peculiarities of the “higher education
institutions” system 147
3.4. A higher education institution as the basic structural element
in the “higher education institutions” system 151
3.5. Relations, connections, and communication of a higher education
institution in the “higher education institutions” system 160
3.6. The system of state standards for higher education 164
3.7. Integration and disintegration in a system of higher education 179
Materials for self-study 186
4. LANGUAGE AND EDUCATION
4.1. General information on language and linguistics 188
4.2. Linguistic Support of the “higher education institutions” system 199
4.3. Linguistics and its application in the Linguistic Support of the
higher education institutions” system 203
4.4. A teacher as a speaker of the didactic language of science 215
4.5. Integration possibilities for artificial languages at higher
education institutions 218
4.6. Computer languages in the professional activity of a teacher
and researcher. 223
Materials for self-study 241
5. INFORMATTION AND METHODS AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
5.1. Problems of information system development at higher
education institutions 243
5.2. Information system development and its manifestation in the
higher education system 246
5.3. Information system development and its transformation
into knowledge 259
5.4. Information systems and their application at higher
education institutions 267
5.5.Training and instructional issue as the core ground for the
technological approach to teaching at higher education institutions 286
5.6.The technological approach to the educational process management
at higher education institutions 290
5.7.Systematic grounds and principles for training and teaching
methods management at higher education institutions 298
5.8.Elements of design for applied methods of teaching and training
at higher education institutions 303
5.9. General characteristics of education techniques. Example 307
Materials for self-study 318
6. INNOVATIONS AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
6.1. Peculiarities of the innovative activity at higher education institutions 320
6.2. System-synergetic approach to the methodology of the
“higher education institutions” system 322
6.3. The evolution of the structures and the processes of self-organization
in the “higher education institutions” system 331
6.4.Personal website of a teacher and researcher as a part of the
innovative structure of higher education institutions. Example 335
6.5.Comprehensive integration of intellectual resources in the
“higher education institutions” system as the subject
of a teacher’s innovative activity 346
6.6. Conceptual innovative use of geomatics methods in organizing the management of the “higher education institutions” system 356
6.7. Transfer of educational techniques as a part of knowledge
integration at higher education institutions 361
IN LIEU OF CONCLUSION
The main problems of intellectualization and “higher education
institutions” information system development and ways
to solve them 367
SOURCES FOR ADDITIONAL INFORMATION
Очень важная и своевременная
Очень важная и своевременная работа. Она полезна не только начинающим педагогам, но и тем, кто достиг определённого уровня педагогического мастерства. Много полезного могут почерпнуть из данной работы и специалисты, занимающиеся вопросами управления "высшей школы".